Руки, вскинутые над головой в характерном изгибе, подтянутая ввысь спина, особенно гордая, но слегка агрессивная постановка тела…Миг неподвижности… И россыпь дроби – каблуки легко и ясно отбивают ритм, заставляя следовать за собой гитару. Вслед за грубоватым голосом кантора – резкий поворот корпуса, удивительно сильный всплеск рук, неожиданно сменившийся какой-то восточной, гибкой пластикой их движений. Роза в зубах. Взметнулась и обвилась вокруг ног струящаяся юбка. Дробь кастаньет выбивает стоны разбитого сердца, жалобы на измену и крики мести. Вот оно начало магии танца фламенко, его душа, его таинственная завораживающая сила.
читать дальшеФламенко включает в себя весь спектр человеческих эмоций - от экстаза до отчаяния, от горькой ненависти до тонкой иронии, однако песни, считающиеся высочайшим проявлением этого искусства, - это те, в которых поется о наиболее темных и мучительных аспектах жизни. Эта группа песен называется "канте хондо", или "глубокая песня", и наиболее тесно связана с цыганами. Двумя главными песенными формами канте хондо являются солеарес и сегирияс. Солеарес часто называют "матерью канте", так как их мелодическая и ритмическая структура оказалась важной для развития фламенко в XIX и XX вв. Их название происходит от цыганского произношения испанского слова "соледадес", означающего "одиночество", а тексты исполнены отчуждения. Солеарес были созданы в округе Триана, цыганском квартале Севильи, в XIX в. и основываются на более старых песнях фламенко - полос и каньяс. Одной из песен фламенко, дающей выход наиболее глубоким чувствам и считающейся конечным испытанием искусства певца, является сегирия. Тексты сегирии представляют собой страстный крик души, которая гневно ропщет на гонения и лишение свободы, мимолетность любви и взаимоотношения человека с его постоянным спутником - смертью.Сегирияс и солеарес - песни, которые поются в совершенно определенном четком ритме. Ритмический образ называется компас. Аккомпаниатору важно досконально знать компас для каждого типа песни, чтобы подчеркнуть выразительность текста. В XVIII и XIX вв. наиболее популярным аккомпанементом стала гитара, однако до этого и даже после этого компас также создавался щелканьем пальцами, хлопаньем в ладоши, ударами палкой или прутом и даже постукиванием костяшками пальцев по резонирующему куску дерева или по столу в таверне.Как удалось создать этот уникальный сплав музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле), точно не знает никто. Ясно лишь одно: готовила его душа испанца, домной был знойный юг страны – Андалусия, а материалом стало невероятное смешение европейских и восточных культур, оставивших свой след, боль и кровь на прекрасной земле Испании.
Корни канте фламенко уходят так глубоко, что при взгляде в эту пропасть кружится голова. Еще задолго до наступления нашей эры на территории современной Андалусии сложилось одно из древнейших государств Европы – Тартесс. Маленькое необычное государство с высокообразованным народом, собственной письменностью, самобытной музыкальной культурой. Античные авторы уже тогда с удивлением замечали, что даже законы свои тартессийцы писали в ритмизованной форме, изложив их в «Шести тысячах стихов».
Для испанца песня и сегодня органичное продолжение разговора, вполне привычное и очень убедительное. Песня – первое, что может услышать новорожденный, она сопровождает всю жизнь испанца, и песня – последнее, что звучит над его прахом. И на его родине поёт всё, не только ветер и море: поёт кузнечик, собака, и камни мостовой.
Несомненное влияние на формирование канте фламенко оказало принятие во II – Х в. в. испанской католической церковью греко-византийского религиозного песнопения, с его звукорядом и мелодическими оборотами.
С приходом в VIII веке на Пиренейский полуостров арабских племен берберов и последующего расцвета мавританского государства на полуострове формируется классическая «андалусская музыка». Словно губка, впитав некоторые формы и жанры испанской музыки, она создает свои, объединяя ритмы католического города, чарующие мелодии пустыни, темы зноя, любви и страсти…
В XV –XVI в. в. на древнюю землю Андалусии пришли цыгане. Выходцы из Индии, они неожиданно нашли в Испании родственную музыкальную культуру и легко, органично сжились с ней. Соприкосновение «цыганского» и «андалусского» высекло ту искру, что привела к окончательному оформлению жанра фламенко. Но чтобы жанр родился, потребовалось триста лет отчаянной борьбы пришельцев с местными жителями, которые вели осёдлый образ жизни. Опять десятилетиями на древней земле лилась кровь, звенела сталь, стлался дым пожаров – цыгане упорно стремились сохранить право кочевой свободы. И их преследовали, разоружали, высылали из страны, загоняли в пещеры. А там, у костров, под звон гитар или просто хлопки зрителей танцем и отчаянными песнями они кричали о жизни, похожей на смерть, и – вдруг – о внезапном свете озарившей ее любви.
Импровизационный характер, свободный метр или специфическая техника исполнения нередко вообще препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство гитариста (как, впрочем, и певца, и танцора) обычно передается только от мастера к его способному ученику.
В Андалусии твердо убеждены, что нет таких чувств, которые не способен передать канте фламенко. А когда появляется третий участник действа – байлаор (танцор), то рождается целый мир, завораживающий любого, кто соприкасается с ним.
В традиционном фламенко жесты не имеют символического или повествовательного значения, а предназначены для показа архитектуры чувства. Одиночный народный танец вообще явление уникальное, ведь танец возник некогда как коллективное действо. Силы, вызвавшие его к жизни - война, религия, любовь - были связаны с коллективом, с людьми. В танце фламенко эти силы слиты воедино - в нем чувствуется и воинственность, и отсвет древних ритуалов, и любовная страсть. Однако все это танцор несет в самом себе. Без противника, с которым предстоит сразиться, без возлюбленной, к которой обращена его любовь, способен выразить свои чувства исполнитель фламенко. Как правило, народные танцы включают в себя элемент соревнования, “перетанцовывання” партнера. Байле фламенко отличается от танца, развившегося в остальных частях Европы, двумя существенными деталями. Хореографы основ европейских танцев стараются создать иллюзию свободы от сил земного притяжения и независимости движения конечностей от торса. Танец фламенко с его чудесными движениями ступней ног старается сохранить связь танцора с землей, а наиболее выразительные движения рук и ног всегда возвращаются к центру тела. В танце фламенко XIX в. была существенная разница между танцорами - мужчинами и танцорами - женщинами. В мужском танце подчеркивались сложная работа ногами и быстрые ритмические образы, создаваемые стуком ступней и каблуков, которые называются сапатеадо, в то время как женщины добивались изящества линии и непрерывности движений рук. При этом, конечно, надо сказать, что эти техники частично совпадали. В XX в. эта разница практически исчезла, поскольку женщины тоже стали исполнять сапатеадо.
Компас танца отбивается не только ногами, но и при помощи питос (щелканья пальцами) и палмас (хлопков в ладоши). Иногда в популярных танцах фламенко применяются кастаньеты, однако в наиболее чистых формах этого вида искусства они не используются, поскольку ограничивают возможности жестикуляции руками. Конкретные движения каждого танца не являются жестко заданными, что дает танцору свободу выражения, которой не обладают певцы и гитаристы.
Основой техники гитары фламенко и признаком ее отличительного звучания является расгеадо - обширный набор движений пальцев правой руки, используемых для извлечения из гитары различных ритмических образов. Техника расгеадо простирается от использования одного пальца до игры перебором, создающей волны звуков. Расгеадо меняется при игре филигранных мелодических вещей, носящих название фальсетас. На развитие техники гитары фламенко оказало благотворное влияние возрождение в Испании в 1870- 1880-х годах классической гитары. Были включены также техника игры арпеджио, тремоло (повторение одной и той же ноты) и новые гармонические возможности. Несмотря на включение некоторых аспектов репертуара классической гитары и видимое сходство, гитара фламенко до сих пор сохраняет отчетливую имитацию звука канте и байле фламенко. Струны на гитаре фламенко расположены очень близко к грифу и при ударе дают очень резкий резонирующий звук, сочетающийся с грубым голосом певца. От танца гитарист воспринял сложную работу ног (сапатеадо) и перенес ее на свои инструмент. Он подражает ей, постукивая по корпусу гитары кончиками и костяшками пальцев, используя технику, носящую название голпе (удар). Существует также тонкая связь между расгеадо гитариста и отточенной хореографией положений рук танцора фламенко.
В настоящее время есть еще одна трудность - понять, что называется фламенко. В то время как современная история народных традиций в других странах Запада исполнена консерватизма, история фламенко - это история ассимиляции, а музыка фламенко благодарно отзывается на все новые веяния. Фламенко является не рафинированным стилем, а скорее художественным взглядом, допускающим безграничное изменение, создаваемое знанием прошлого и осознанием будущего.
* Канте –пение. Байле – танец. (Никому ничего не напоминает, кстати?)
Кантаор – певец. Байлаор – танцор.
Зажигательная музыка и стук каблуков
Руки, вскинутые над головой в характерном изгибе, подтянутая ввысь спина, особенно гордая, но слегка агрессивная постановка тела…Миг неподвижности… И россыпь дроби – каблуки легко и ясно отбивают ритм, заставляя следовать за собой гитару. Вслед за грубоватым голосом кантора – резкий поворот корпуса, удивительно сильный всплеск рук, неожиданно сменившийся какой-то восточной, гибкой пластикой их движений. Роза в зубах. Взметнулась и обвилась вокруг ног струящаяся юбка. Дробь кастаньет выбивает стоны разбитого сердца, жалобы на измену и крики мести. Вот оно начало магии танца фламенко, его душа, его таинственная завораживающая сила.
читать дальше
* Канте –пение. Байле – танец. (Никому ничего не напоминает, кстати?)
Кантаор – певец. Байлаор – танцор.